21.04.2025
Серые автомобили в России: как дилеры обманывают покупателей и способы защитить себя
В последние годы в России набирает обороты проблема с серым рынком автомобилей. Многие покупатели сталкиваются с ситуацией, когда купленный у крупного дилера автомобиль невозможно поставить на учет в ГИБДД. Основная причина – проблемы с документами, возникающие из-за манипуляций с утилизационным сбором. В материале разбираем, как избежать неприятностей и не стать жертвой подобных схем.
Покупка автомобиля – всегда серьезное вложение, но в России всё чаще это сопряжено с рисками скрытого обмана. Даже крупные дилерские центры порой действуют недобросовестно, продавая автомобили, которые нельзя зарегистрировать в ГИБДД. Главная причина таких проблем – финансовые манипуляции при ввозе машины, чаще всего связанные с занижением утилизационного сбора. В результате покупатель теряет деньги и остается с машиной, не имея возможности ее использовать.
Основой схемы является сотрудничество дилеров с частными посредниками, которые обеспечивают юридическое оформление автомобиля. Фактически дилерская компания снимает с себя ответственность за легальность сделки, выступая лишь посредником. Машины, продаваемые по такой модели, часто оказываются с нарушением либо таможенных правил, либо требований к утилизационному сбору. В случае, если машина имеет юридические проблемы, доказать вину дилера крайне сложно. Агентские договора освобождают автосалоны от ответственности, оставляя покупателя наедине с неожиданными проблемами.
Учитывая текущие регуляции, под особым риском находятся автомобили, ввезенные в Россию до 1 апреля 2024 года. Именно с этой даты начали действовать новые требования к расчету и уплате утилизационного сбора. Машины с неподтвержденным статусом электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) могут потребовать значительных доплат для прохождения регистрации. Некоторые автовладельцы вынуждены из своего кармана оплачивать суммы, доходящие до нескольких сотен тысяч рублей, чтобы завершить процесс оформления.
Ситуация с занижением утилизационного сбора получит изменения с мая 2025 года. С этого момента механизмы "серых" схем ввоза автомобилей будут существенно ограничены, а любая попытка уйти от уплаты точных сборов приведет к автоматическому расчету по максимальной ставке. Хотя это повлечет удорожание автомобилей, покупатели будут защищены от неприятных сюрпризов, таких как доплаты за "утиль".
Эксперты настоятельно рекомендуют внимательно проводить проверку документов перед приобретением автомобиля. Особое внимание стоит уделять ЭПТС: статус документа должен быть "завершен". Также важно уточнять, есть ли у автомобиля соответствующие декларации от первоначального владельца – особенно если машина была ввезена через страны ЕАЭС. Однако даже такие проверки не всегда могут гарантировать абсолютную безопасность сделки, так как выявление скрытых нюансов иногда под силу только опытным юристам и экспертам.
Пример сложностей, с которыми сталкиваются покупатели, иллюстрирует случай с клиентом крупного дилера в Краснодаре. Мужчина приобрел электромобиль HiPhi Z, но впоследствии не смог зарегистрировать его в ГИБДД из-за статуса "недействительно" в ПТС. Дилер отказался помочь, мотивируя это выполнением своих обязательств по договору поставки. Покупателю пришлось обратиться к юристам, а попытки вернуть автомобиль дилеру могут занять годы.
Чтобы избежать подобных ситуаций, будущим автовладельцам рекомендуется тщательно изучать юридическую чистоту машины до заключения сделки. Проверяйте ЭПТС, декларации и избегайте предложений с явным занижением стоимости автомобиля. В случае сомнений лучше обратиться к профессионалам, способным провести глубокую экспертизу. Внимательность и осведомленность покупателей – важное звено в борьбе с "серыми" схемами и недобросовестными дилерами.
Новые правила регулирования, вступающие в силу в 2025 году, помогут снизить риски для покупателей благодаря устранению лазеек для обхода законов. Однако уже сейчас надежность покупки во многом зависит от внимательности самих граждан.
Основой схемы является сотрудничество дилеров с частными посредниками, которые обеспечивают юридическое оформление автомобиля. Фактически дилерская компания снимает с себя ответственность за легальность сделки, выступая лишь посредником. Машины, продаваемые по такой модели, часто оказываются с нарушением либо таможенных правил, либо требований к утилизационному сбору. В случае, если машина имеет юридические проблемы, доказать вину дилера крайне сложно. Агентские договора освобождают автосалоны от ответственности, оставляя покупателя наедине с неожиданными проблемами.
Учитывая текущие регуляции, под особым риском находятся автомобили, ввезенные в Россию до 1 апреля 2024 года. Именно с этой даты начали действовать новые требования к расчету и уплате утилизационного сбора. Машины с неподтвержденным статусом электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) могут потребовать значительных доплат для прохождения регистрации. Некоторые автовладельцы вынуждены из своего кармана оплачивать суммы, доходящие до нескольких сотен тысяч рублей, чтобы завершить процесс оформления.
Ситуация с занижением утилизационного сбора получит изменения с мая 2025 года. С этого момента механизмы "серых" схем ввоза автомобилей будут существенно ограничены, а любая попытка уйти от уплаты точных сборов приведет к автоматическому расчету по максимальной ставке. Хотя это повлечет удорожание автомобилей, покупатели будут защищены от неприятных сюрпризов, таких как доплаты за "утиль".
Эксперты настоятельно рекомендуют внимательно проводить проверку документов перед приобретением автомобиля. Особое внимание стоит уделять ЭПТС: статус документа должен быть "завершен". Также важно уточнять, есть ли у автомобиля соответствующие декларации от первоначального владельца – особенно если машина была ввезена через страны ЕАЭС. Однако даже такие проверки не всегда могут гарантировать абсолютную безопасность сделки, так как выявление скрытых нюансов иногда под силу только опытным юристам и экспертам.
Пример сложностей, с которыми сталкиваются покупатели, иллюстрирует случай с клиентом крупного дилера в Краснодаре. Мужчина приобрел электромобиль HiPhi Z, но впоследствии не смог зарегистрировать его в ГИБДД из-за статуса "недействительно" в ПТС. Дилер отказался помочь, мотивируя это выполнением своих обязательств по договору поставки. Покупателю пришлось обратиться к юристам, а попытки вернуть автомобиль дилеру могут занять годы.
Чтобы избежать подобных ситуаций, будущим автовладельцам рекомендуется тщательно изучать юридическую чистоту машины до заключения сделки. Проверяйте ЭПТС, декларации и избегайте предложений с явным занижением стоимости автомобиля. В случае сомнений лучше обратиться к профессионалам, способным провести глубокую экспертизу. Внимательность и осведомленность покупателей – важное звено в борьбе с "серыми" схемами и недобросовестными дилерами.
Новые правила регулирования, вступающие в силу в 2025 году, помогут снизить риски для покупателей благодаря устранению лазеек для обхода законов. Однако уже сейчас надежность покупки во многом зависит от внимательности самих граждан.
Степан Пташкин
Главный редактор рейтинга автокомпаний
Очень стараюсь искать для вас новости и статьи, которые уберегут вас от мошенничества при заказе автомобиля из Японии, Кореи и Китая
Свежие новости об авто на заказ
Учитесь на чужих ошибках и не попадайтесь на уловки мошенников
Как попасть в наш рейтинг?
Нужно быть в 2GIS, иметь много отзывов и просмотров на YouTube
С нами вы купите качественный авто
Покупка автомобиля из Японии, Китая и Кореи связана с серьезными рисками. Если вы выберете непроверенную компанию, есть вероятность остаться без денег и машины. Вас могут обмануть на различных этапах покупки авто, завысить стоимость логистики в стране происхождения и так далее. Есть шанс наткнуться на мошенников, которые возьмут ваши деньги и исчезнут, либо привезут автомобиль по завышенной цене и в неудовлетворительном состоянии.
Никто не сможет дать вам стопроцентную гарантию честности и добропорядочности привозчика автомобилей, однако мы приложили максимальные усилия, чтобы отобрать 30 лучших компаний по мнению реальных покупателей. Руководители и ключевые сотрудники этих организаций ведут блоги, открыто показывая себя публике. Пользователи 2GIS и Яндекс Карт оставляют о них положительные отзывы и прикрепляют фотографии привезенных автомобилей. Это значительно снижает риск столкнуться с новичком или мошенником.
Для попадания в наш рейтинг компаниям необходимо иметь большое количество положительных отзывов в 2GIS и Яндекс Картах. Новички или мошенники физически не смогут достичь таких показателей. Прежде чем выбирать компанию для покупки автомобиля из Японии, Китая или Кореи обязательно проверьте её присутствие в нашем рейтинге. Если там её нет, стоит задуматься!
Никто не сможет дать вам стопроцентную гарантию честности и добропорядочности привозчика автомобилей, однако мы приложили максимальные усилия, чтобы отобрать 30 лучших компаний по мнению реальных покупателей. Руководители и ключевые сотрудники этих организаций ведут блоги, открыто показывая себя публике. Пользователи 2GIS и Яндекс Карт оставляют о них положительные отзывы и прикрепляют фотографии привезенных автомобилей. Это значительно снижает риск столкнуться с новичком или мошенником.
Для попадания в наш рейтинг компаниям необходимо иметь большое количество положительных отзывов в 2GIS и Яндекс Картах. Новички или мошенники физически не смогут достичь таких показателей. Прежде чем выбирать компанию для покупки автомобиля из Японии, Китая или Кореи обязательно проверьте её присутствие в нашем рейтинге. Если там её нет, стоит задуматься!
Контент от лидеров рейтинга
Высокие просмотры и положительные отзывы отражают доверие клиентов